Необходим пересмотр системы сертификации

12 марта в рамках недели российского бизнеса, организованной РСПП, состоялся форум «Система технического регулирования в ЕАЭС: цифровые вызовы и глобальные возможности».

С докладом на тему о задачах и перспективах технического регулирования в ЕАЭС выступил Член Коллегии (Министр) по вопросам технического регулирования Евразийского экономической комиссии Назаренко Виктор Владимирович.
В своем выступлении Виктор Владимирович отметил, что наша общая цель — создание единой системы технического регулирования, однако, до сих пор остаются узкие места, которые требуют системного подхода к их решению. Основными задачами при построении системы технического регулирования являются:
— Снятие барьеров во взаимной торговле стран евразийского экономического союза;
— Зашита внутреннего рынка от небезопасной продукции;
— Повышение качества и конкурентоспособности продукции.

Следует признать, что до сих пор не в полной мере работает механизм, который позволил бы защитить рынок ЕАЭС от некачественной продукции третьих стран. При этом ранее в рамках национальных систем не было таких провалов по причине отсутствия необходимости договариваться.
Необходимо, чтобы недобросовестные органы по оценке соответствия выбыли с этого рынка. Тысячи сертификатов, которые выданы этими органами, до сих пор действуют — будем предлагать высказать позицию по этому поводу. Более 50 процентов продукции имеют признаки контрафактных, до сих пор мы не имеем от органов сертификации системой информации. Необходимо также обеспечить работу надзорных органов с органами по сертификации и с таможенными органами. Задача, которую необходимо решать в первую очередь – аккредитация органов по сертификации.

Министр выделил следующие основные вопросы, которые необходимо решать в первую очередь:
— отсутствие эффективного механизма предотвращения необоснованной выдачи документов об оценке соответствия и отмены необоснованно выданных сертификатов.
— несостоятельность серийной оценки соответствия зарубежных производителей.
— отсутствие прослеживаемости движения товаров от изготовителя и его связь с документами об оценке соответствия.
— отсутствие реальной ответственности органов по сертификации, включая испытательные лаборатории, за обоснованность выдачи документов об оценке соответствия.
— отсутствие механизма контроля за деятельностью органов по аккредитации.

Для решения поставленных вопросов требуется проведение следующих мероприятий:
— внедрение механизма взаимных сравнительных оценок национальных органов по сертификации;
— «удаление» с рынка недобросовестных органов по оценке соответствия;
— ревизия единого реестра органов по сертификации и испытательных лабораторий с учетов критериев их включения в единый реестр;
— повышение ответственности органов по аккредитации и органов по оценке соответствия, в том числе страхование их ответственности;
— установление единого порядка проведения оценки соответствия в ЕАЭС на основе новых типовых схем оценки соответствия;
— совершенствование подходов к оценке соответствия серийного производства импортируемой продукции.

Министр также отметил, что достижение цели конкурентоспособности возможно за счет совершенствования системы подготовки персонала органов по сертификации. Кроме того, требуется создание цифровой среды разработки стандартов — цифровое производство не за горами.

Председатель Республиканской ассоциации предприятий промышленности «БелАПП» (Республика Беларусь) Харлап Анатолий Дмитриевич в своем выступлении отметил, что сегодня на рынке присутствует значительная доля контрафактной продукции и ведутся торговые войны. Наблюдается много примеров появления на рынке недобросовестных органов по сертификации, не совершенна система надзора, причем на последний год ситуация не улучшилась. Требуется пересмотр подходов в оценке системы соответствия продукции, необходима ревизия и отмена необоснованно выданных сертификатов. Должна работать система предупреждения других стран о поставках некачественной и небезопасной продукции. Необходимо повысить ответственных импортеров и сертификационных органов. Стоят вызовы цифровизации стандартов, однако прежде требуется разобраться с практическими проблемами процесса сертификации.

Заместитель руководителя Росстандарта Шалаев Антон Павлович отметил, что жизненный цикл продуктов и, соответственно, стандартов, сокращается. Цифровая стандартизация — инструмент достижения целей технического регулирования, поэтому требуется адаптация инструментов технического регулирования к цифровому промышленному производству. В скором времени даже услуги будут работать в рамках цифровой промышленности. Современные стандарты содержат устаревшие требования. Сейчас средний срок разработки стандартов составляет 16 месяцев (ранее — 25). Цель — 11 месяцев. Средний возраст стандарта — 20 лет. В настоящее время еще действует 38% советских стандартов (созданных до 1991 года). Становится чрезвычайно важным создание смарт-стандартов, которые могут распознаваться машинами и лягут в основу производства. Уже почти 3000 стандартов в России переведены в машинопонимаемый вид.

Руководитель Росаккредитации Херсонцев Алексей Игоревич обратил внимание на существующую проблему подделки трудовых книжек даже в хорошо зарекомендовавших себя и крупных органах по сертификации. Если имеются сомнения в отношении поддельных документов (есть свидетельство обманного поведения), должен быть инициирован процесс приостановления и прекращения аккредитации. Необходимо повысить ценность профессии эксперта по сертификации.

В целом все выступающие сошлись во мнениях, что необходим пересмотр системы сертификации соответствия, аккредитации органов по сертификации, контроля и надзора за деятельностью органов по сертификации, в том числе, «удаление» с рынка недобросовестных органов по сертификации и ревизия выданных ими сертификатов. В рамках создания цифровой экономики в первую очередь требуется цифровизация стандартов, которые в будущем будут использоваться при производстве продукции, формирование единых и понятных правил сертификации в рамках ЕАЭС.

Поделиться: